Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Областное казенное учреждение социального обслуживания населения
"Центр "СемьЯ"

Адрес: 306000 Курская обл, рп Поныри, ул Октябрьская, д 119
Тел/факс +7 (47135) 2-12-87
Электронная почта: Guson.priyut@yandex.ru
Image

Областное казенное учреждение социального обслуживания населения "Центр "СемьЯ"

Адрес: 306000 Курская обл, рп Поныри, ул Октябрьская, д 119 Тел/факс +7 (47135) 2-12-87 Электронная почта: Guson.priyut@yandex.ru
МЕНЮ

Программа школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью

 

 

           

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с Межведомственным приказом комитета социального обеспечения Курской области, департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области, комитета здравоохранения Курской области, комитета образования и науки Курской области, Фонда социальной поддержки населения Курской области, находящегося в трудной жизненной ситуации от18.06.2019 №260/88/392/7 в целях оказания диагностической, реабилитационной, коррекционно-развивающей помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

1.1. Школа реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, создана для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (законных представителей или лиц их замещающих), нуждающихся в предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.

1.2. Цель создания школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, в организации психолого – педагогического, правового обучения, а также обучения подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам и навыкам ухода за детьми с инвалидностью в рамках реализации регионального комплекса мер "Ресурсы семьи" по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей.

Актуальность программы 

В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни  общества».

 

  В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.

            Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой, совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.

В процессе работы по сопровождению детей с ОВЗ и непосредственном общении с их родителями обозначились основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
  2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3 . Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания.

4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Это не только трудность взрослых, но и, зачастую, причина низкой эффективности психологического сопровождения ребенка с ОВЗ. Очевидно, что при сложившихся обстоятельствах помощь требуется как детям, так и их родителям. Педагоги, психологи и родители должны стать соратниками в решении воспитательных и развивающих задач для особенных детей. Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

 ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: «Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих)»

 

ЗАДАЧИ:

 

  1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
  2. Коррекция понимания родителем проблем его ребенка,  а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.
  3. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
  4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

 

Ожидаемый результат:

- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).

- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;

- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ 

 С  РОДИТЕЛЯМИ:

 

  1. Психологическая  работа (групповая и индивидуальная)

 

           Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ способствует процессу их эффективной адаптации.

           Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети своевременно получали образование и профессиональную подготовку.

            Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют  стремление к их обретению.

Цель: психологического сопровождения родителей: создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Задачи: психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • создание условий для социально-психологической адаптации детей (создание сплоченного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками, педагогами и др.);
  • повышение уровня психологической готовности родителей и детей-инвалидов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
  • выработка        стратегии        индивидуального        (личностно-ориентированного) подхода к детям;
  • формирование комфортной образовательной среды;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
  • создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями;
  • развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с родителями.

 

           Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми.

           Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.       

            Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога - психолога является необходимым условием успешного коррекционно-воспитательного воздействия на развитие ребенка.

             При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: 

анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

              Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы используются следующие организационные формы:

- индивидуальное консультирование (по запросам родителей) – по договоренности с родителями в дни консультаций;

- обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений) – 1 раз в месяц;

- этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи») – три раза в год (сентябрь, январь, май).

             Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себяиндивидуальное консультирование.

Первый этап работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.

Второй этап - подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия.

         На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является: – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком.

         Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются:

  - совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

 - анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и

 - совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;

 - индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность: различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения,

 - просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов;

 - привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом - психологом деятельности: подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них.

         Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является:

 - создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей;

 - создание фотоальбома с запечатленными в нем моментами деятельности ребенка (родителей);

 - художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком;

 - выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых;

 - проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

          Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей.

 

          Правовое просвещение родителей.

 

          В рамках работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, возникла настоятельная необходимость организации занятий для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро. Необходимо помочь родителям, имеющим детей с ОВЗ, сориентироваться в нашем непростом мире, научить их грамотно использовать юридические нормы и положения. Целью работы по данному направлению является защита прав и интересов детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.

Родители познакомятся: с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,  узнают о специализированных учреждениях, получат  интересную и полезную информацию от специалистов.

 

Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми.

 

           Реабилитация, социализация,   будет проходить наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий проводимых специалистами и родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей    компетентности  в вопросах проведения специальных коррекционно - педагогических занятий с детьми.

          Для того чтобы родители стали активными сторонниками и участниками образовательного процесса у них необходимо сформировать:

- представления о специфике  работы с детьми;

- понимание задач специальной коррекционной работы и понимание  необходимости взаимодействия со специалистами различного профиля для их решения;

             Для оптимизации сотрудничества специалистов и родителей в области   коррекционно-педагогических занятий с детьми  используются следующие формы работ:

- родительские собрания (где родители получают теоретические знания),

-индивидуальное консультирование родителей,

- информация на сайте приюта,

- викторины, праздники (где родители делятся друг с другом своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности «психолог – родитель – дети»).

          Повышение компетентности родителей в области коррекционно-педагогических знаний, становление их полноправными участниками образовательной и воспитательной работы – ожидаемый результат выполнения работы по данному направлению программы. 

 

 

Воспитание в семье и досуговая деятельность.

 

Часто рождение особенного ребенка  ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.

          Социальная организация должна стать центром поддержки, где человеку помогут:

справиться со своей бедой,

расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми,

найти выход из создавшегося положения

 - сделают всё возможное, чтобы ребёнок  и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.

          Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.

          Досуговая программа – это составляющая часть реабилитационной программы.

          Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.

            Чем интереснее будет  досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей

Задачи:

- формирование культуры свободного времени;

- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение;

- создание комфортной обстановки для сотрудничества психологов, детей и родителей;

- реализация индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и социализации;

- формирование положительных жизненных ценностей и социально значимых норм;

- раскрытие творческого потенциала семьи, собственных возможностей.

  Направления досуговых мероприятий:

- познавательные;

- общеразвивающие;

- патриотические;

- оздоровительные;

- праздничные;

- развлекательные.      

   В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы:

 - взаимного доверия и уважения;

 - поддержки и помощи;

 - терпения и терпимости по отношению друг к другу.

 

 

Основные направления работы с родителями, задачи и формы организации реабилитационного процесса:

 

-оказание психологической помощи родителям;

 -коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ОВЗ.

 

Групповая и индивидуальная работа:

 

Педагогическое и правовое просвещение родителей

- расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты детей;

- формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей с ОВЗ;

- тематические родительские собрания;

- круглые столы с участием специалистов.

 

Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми:

- повышение педагогической грамотности родителей;

- демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье;

- создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество;

- знакомство родителей с возможностями современного образовательного процесса;

- дни открытых дверей;

- семинары – практикумы для родителей и с участием родителей по их запросам;

- информация на сайте приюта.

- индивидуальное консультирование родителей.

 

 Воспитание в семье и досуговая деятельность:

- создание условий для духовного общения и совместного взаимодействия детей с ОВЗ;

- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение;

- раскрытие творческого потенциала семьи;

- объединение воспитательных усилий родителей;

- участие родителей в досуговых мероприятиях мероприятиях.

 

Включение родителей в деятельность учреждения:

- создание условий для активного и полезного взаимодействия приюта и семьи по вопросам обучения и воспитания;

- организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ,  социализация и интеграции детей с ОВЗ:

оздоровительные мероприятия, спартакиады, дни здоровья.

 

Профилактика семейного неблагополучия:

- выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

создание банка данных о неблагополучных семьях.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ:

Определение цели и задач работы с родителями ребенка с ОВЗ

Изучение ребенка и его семьи позволит определить цели и задачи работы с родителями ребенка с ОВЗ.В процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь в области эмоционально-личностной сферы детей может появиться позитивная динамика. Поэтому важно в данный момент изучить эмоциональноличностную сферу ребенка. Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определения перспективы развития ребенка по ряду параметров. Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов.

Опросник

  1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению

0 баллов — отказ идти в школу;

1 балл — согласие идти в школу только потому, что этого требует взрослый;

2 балла — желание идти в школу для того, чтобы там играть;

3 балла — желание идти в школу, чтобы учиться и общаться с другими детьми и взрослыми.

  1. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)

0 баллов — проявление откровенной агрессии при попытке взрослого установить контакт;

1 балл — проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт;

2 балла — проявление радостного оживления (улыбки, объятий, смеха) при появлении конкретного взрослого;

3 балла — проявление желания идти на занятие заниматься с конкретным взрослым (учителем, воспитателем, психологом).

  1. Принятие доступной пониманию инструкции

0 баллов — отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);

1 балл — проявление упрямства;

2 балла — частичное выполнение инструкции;

1 балла — полное выполнение инструкции.

  1. Соблюдение доступных правил поведения

0 баллов — нарушение нормативных правил поведения (крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания;

1 балл — нарушение поведения во время занятия (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.);

2 балла — частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к уроку и правильное поведение, если интерес возобновился);

3 балла — нормативное поведение в течение всего урока и на перемене.

  1. Эмоциональные реакции

0 баллов — слезы, крики, желание подраться, выражение страха или напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учебном учреждении);

1 балл — общая замкнутость и заторможенность;

2 балла — состояние покоя, нормализация состояния;

3 балла — смех, улыбка на лице как проявление положительных реакций.

  1. Продолжительность занятий

0 баллов — отсутствие способности выполнять посильное задание на фронтальном занятии;

1 балл — выполнение посильных заданий в течение 5 мин;

2 балла — выполнение посильных заданий в течение 5—10 мин;

3 балла — выполнение посильных заданий в течение 10—15 мин.

  1. Установление доступных контактов с другими детьми

0 баллов — отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др.);

1 балл — демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится в руках другого ребенка;

2 балла — проявление способности подождать, пока другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом;

3 балла — демонстрация просьбы дать игрушку.

  1. Приобретение новых навыков

0 баллов — отсутствие навыков;

1 балл — приобретение одного навыка;

2 балла — приобретение двух навыков;

3 балла — приобретение трех и более навыков.

  1. Взаимодействие с матерью

0 баллов — отвержение матери (откровенная агрессия);

1 балл — отсутствие теплых отношений с матерью, проявление к ней требовательности для удовлетворения собственных желаний;

2 балла — проявление послушания как стремление установить связь с матерью;

3 балла — проявление ласки и нежности по отношению к матери.

Подсчет баллов:

Высокий уровень 24—27 баллов

Средний уровень 16—23 балла

Низкий уровень 8—15 баллов

Очень низкий уровень -  ниже 8 баллов

Исходя из результата анкеты, из ближайшей зоны развития определяем цели развития эмоционально-личностной сферы ребенка и развития ребенка в целом и цель работы с родителями – добиться сглаженной совместной работы по развитию ребенка.

 

Для успеха реализации программы наиболее значимыми являются следующие данные о родителе:

 

- оценка эмоционального состояния, в котором находится родитель;

- выявление выраженности некоторых свойств личности родителя;

- изучение родительского отношения к ребенку -инвалиду.

 

Данные психологических особенностей родителей позволяют привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе , сглаживанию положения психологической травмированности родителей и других членов семейного сообщества с появлением в семье особенного ребенка, которые проявляются наличием личностных деформаций у родителей, проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая и ребенка:

 

«Колесо баланса»

 

Методика является удобным инструментом для анализа ценностно - потребностной сферы человека, проблемного поля его жизненного пространства и привычных способов решения имеющихся проблем. Кроме того, методика позволяет оценить имеющиеся в распоряжении человека ресурсы, что помогает сделать вывод о его адаптивном потенциале вообще

и состоянии на настоящий момент.

Исследование проводится в виде консультативной беседы.

  1. Вспомните и перечислите 5-8 областей жизни, которые вам действительно важны.
  2. На подготовленном заранее рисунке «колеса баланса» расположите важные области своей жизни.
  3. Подумайте и ответьте: Какая область больше других обделена вниманием? Что можно сделать в этой области прямо сегодня?
  4. Каждая значимая сфера вашей жизни представляется на рисунке в виде осей колеса баланса. Подумайте (это потребует времени), что такое для вас «один» и «десять» из 10-ти возможных баллов в каждой из областей. Здесь не может быть универсальных ответов. Например, «отдых на десять» - для кого-то это фантастическая поездка, а для другого - возможность просто выспаться.
  5. Отметьте на своем колесе баланса, насколько от 1 до 10 вы удовлетворены каждой из областей.
  6. Соедините линии. Похож ли получившийся рисунок на колесо?
  7. Что вы хотите и можете сделать прямо сегодня, чтобы колесо стало более ровным?
  8. Составьте хит-парад больших целей – определите три сферы, в которых изменений необходимо достичь прямо сейчас. Обоснуйте, почему именно эти сферы имеют для вас первостепенное значение.
  9. К каждой из сфер сформулируйте цели и продумайте шаги для ее достижения.
  10. Какие из сфер могут стать ресурсными для достижения задуманного? Что из имеющегося в вашем распоряжении может рассматриваться как помощь, а что может стать препятствием в достижении задуманного?
  11. Что позволит вам убедиться, что вы двигаетесь в нужном направлении? Как вы узнаете, что достигли желаемого?

Являясь диагностической, процедура «Колесо баланса» одновременно с этим имеет и значительный терапевтический потенциал, человек в ходе опросника понимает, что справедлив принцип: «Система меняется, если изменился хотя бы один из ее элементов».

 

«Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера.

 

Представлет собой тест изучения трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка-инвалида, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии конкретной семьи (позитивный или деструктивный). Родителя просят обозначить членов своей семьи в каждом круге поочередно. Никаких других пояснений к выполнению задания не дают. Такая инструкция обязывает испытуемого кроме выбора значимых для себя лиц, которых он относит к членам семьи, указать еще и связи между ними.

Критериями оценки служат:

- определение членов семьи, т. е. тех лиц, которых родитель относит к данной категории, и очередность их изображения (например, себя рисует первым или последним);

- пространственное расположение кружков — характер взаимоотношений между членами семьи;

- размер кружков — значимость данного члена семьи для испытуемого.

Инструкция: Перед вами три круга. Каждый из них изображает вашу семью на определенном этапе ее жизни. Нарисуйте в каждом из кругов себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их.

Как правило, испытуемые располагают кружки, указывая членов семьи, в трех вариантах:

  1. в линейном порядке, что свидетельствует о формальном подходе к испытанию или отсутствии теплых отношений;
  2. в виде матрешки или круга в круге, что на практике сопровождается тенденцией к симбиотическим связям между членами семьи;
  3. в свободном расположении кружков в различной удаленности друг от друга, что свидетельствует об определенной степени близости между членами семьи.

Размер кружков указывает на иерархию отношений и степень значимости членов семьи: взрослый — ребенок; старейший член семьи — другие лица. Изображение членов семьи на трех этапах ее жизни позволяет определить структуру семьи и тех лиц, которые не выдержали трудностей, связанных с уходом за больным ребенком.

Важным преимуществом этой методики также является то короткое время, в течение которого можно получить результат и составить представление об изучаемой семье.

 

Система оценки достижения возможных личностных и предметных результатов осуществляется: по следующей шкале:

 

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной по операциональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

 

 

 Перспективный план работы с родителями ребенка на  год включает:

 

1.профилактика трудностей в социально-психологической адаптации

2.беседа

3.участие детей и подростков с ОВЗ, членов их семей в мероприятиях (праздничных, досуговых, спортивных и пр.)

Каждая неделя месяца:

1.мониторинг достижений ребенка с ОВЗ в ходе реализации ИОМ, корректировка ИОМ

2.консультация, опрос

      Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ:

1консультация каждый месяц

 

 

 

Примерное тематическое планирование работы с родителями

 

1.Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

2.Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья», «Здоровый образ жизни ребенка – все о здоровье»;

  1. Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»
  2. Беседа: «Немного о режиме».

Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка», «Игры для здоровья»;

  1. Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»
  2. Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким».

Изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

  1. Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

«Составляющие здоровья»;

  1. Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»
  2. «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей).

10.«Игра – это серьезно»

11.Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

12.Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

  1. Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»
  2. Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении зимних игр;
  3. Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»
  4. Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»
  5. Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные»
  6. Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»
  7. Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры).
  8. Практическое занятие «Научите меня говорить правильно»

21.Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) «Речевое дыхание»;

22.Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) «Артикуляционная гимнастика»;

  1. Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»,

«Комплекс упражнений для глаз»;

  1. Консультация: «Азбука общения с малышом»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

  1. Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей
  2. Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)
  3. Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом.

28.Консультация: «Взрослые и дети»

  1. «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей).

30«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

31.Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») «Мелкая моторика»

32.Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы.

  1. Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»
  2. Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)
  3. Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой).

Оформление выставки «Мой папа – солдат»

  1. Практическая работа: «Печенье для бабушки».

37.Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы).

Оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

  1. «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги.
  2. Семейный кукольный театр: «Три медведя».

 

 

 

Программа просвещения родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рекомендовано: Приказ Министерства образования и науки РА № 448 от 11.04.2017 года.

Модуль1. Общие вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных организаций.

1.1. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и его статус

1.2. Понятие психолого-педагогического сопровождения

1.3. Специалисты сопровождения

1.4. Потребности детей с ОВЗ и принципы их сопровождения

1.5. Психолого-медико-педагогическая комиссия

1.6. Специальные образовательные условия и особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

1.7. Адаптированная образовательная программа и индивидуальная адаптированная образовательная программа

Модуль2.  Семейное воспитание  детей с ограниченными возможностями здоровья

  2.1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье

 2.2. Психологические особенности детей с ОВЗ

 2.3. Особенности личностного развития детей с ОВЗ и их отношений с родителями

2.4. Модели семейного воспитания детей с ОВЗ

2.5. Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

 2.6. Ошибки, которые не стоит повторять родителям при воспитании ребенка с особыми потребностями

 2.7. Рекомендации  родителям по воспитанию  детей с ограниченными возможностями здоровья

Модуль3. Особенности развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

3.1. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

3.2. Причины речевых нарушений у детей

3.3. Принципы работы с детьми с речевыми нарушениями

3.4. Рекомендации  родителями по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

3.5. Рекомендации по преодолению заикания у детей

3.6. Речевая готовность детей к школе и профилактика нарушений письма и чтения

 

Используемая литература:

  1. Баенская Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: метод. пособие / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Экзамен, 2004. — 128 с.
  2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно- методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Изд.

центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. / Л. С. Выготский. — М.:

Педагогика, 1982—1984.

  1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическоепособие. . –– М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
  2. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. — М.: Владос,2003. — 408 с.
  3. Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и

др. — М.: Академия, 2001. — 248 с.

  1. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пед.

наук / Г. А. Мишина. — М., 1998. — 18 с.

  1. Мягер В. К. Семейная психотерапия при неврозах: метод. рекомендации / В. К. Мягер, Т. М. Мишина / Под ред. А. Е. Личко. —

Л.: НИИ им. В. М. Бехтерева, 1976. — 15 с.

9.Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО Модэк, 1995.

  1. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства /Р. В. Овчарова. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. — 319 с.
  2. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. — М.: УМК «Психология»,2004. — 192 с.
  3. ШипицынаЛ.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. Инст-т спец. педагогики и психологии: международн. университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. М.: Инст-т общегуманитарных исследований, 2002,
  4. Штрассмейер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. / В. Штрассмайер. – М.: Академия, 2002.
  5. Краузе с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.
  6. Медико-психолого-педагогическая служба :Организация работы / Под ред. Е..А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. , – М.: ВЛАДОС, 2008.
  8. Солодянкина ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.
  9. Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука)

[Текст]: / Сост. — Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина

Н.С., Шипилова Е.В., 2014 — 133 с.

 

 

Вложения:
Скачать этот файл (3.docx)Программа школы354 Кб
Разработка и сопровождение сайта - ООО «Центр информатизации»
Яндекс.Метрика
© 2024 Областное казенное учреждение социального обслуживания населения "Центр "СемьЯ"

Please publish modules in offcanvas position.