Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Областное казенное учреждение социального обслуживания населения
"Центр "СемьЯ"

Адрес: 306000 Курская обл, рп Поныри, ул Октябрьская, д 119
Тел/факс +7 (47135) 2-12-87
Электронная почта: Guson.priyut@yandex.ru
Image

Областное казенное учреждение социального обслуживания населения "Центр "СемьЯ"

Адрес: 306000 Курская обл, рп Поныри, ул Октябрьская, д 119 Тел/факс +7 (47135) 2-12-87 Электронная почта: Guson.priyut@yandex.ru
МЕНЮ

Положение о создании школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, с целью внедрения эффективных технологий активной поддержки родителей детей с ОВЗ и инвалидностью на базе...

                                                                           Утверждаю:

                                                                           Директор В.А.Торубарова

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о создании  школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью,  с целью внедрения эффективных технологий активной поддержки родителей детей с ОВЗ и инвалидностью на базе ОКУ "Курский приют для несовершеннолетних"

 

  1. Общие положения

Настоящее положение разработано в соответствии с Межведомственным приказом комитета социального обеспечения Курской области, департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области, комитета здравоохранения Курской области, комитета образования и науки Курской области, Фонда социальной поддержки населения Курской области, находящегося в трудной жизненной ситуации от18.06.2019 №260/88/392/7 в целях оказания диагностической, реабилитационной, коррекционно-развивающей помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

1.1. Школа реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, создана для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (законных представителей или лиц их замещающих), нуждающихся в предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.

1.2. Цель создания школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, в организации психолого – педагогического, правового обучения, а также обучения подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам и навыкам ухода за детьми с инвалидностью в рамках реализации регионального комплекса мер "Ресурсы семьи" по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей.

  1. Цели и задачи

2.1. Цель:

оказание консультативной, методической и психолого-педагогической помощи семьям, формирование знаний и умений родителей в вопросах развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.2. Задачи:

  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и педагогам по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка с ОВЗ школьного возраста;
  • оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
  • формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребёнка творческих, личностных и социальных ресурсов;
  • формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
  • обучение родителей психологическим приемам саморегуляции и самоконтроля;
  • способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

 

  1. Организация деятельности школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью

3.1. Школа реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью,   создается в учреждении социального обслуживания населения приказом директора. В его состав входит заведующий отделением социальной реабилитации, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник.

3.2. Школа реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью,    работает согласно графику работы, утвержденному приказом директора приюта.

3.3. Для решения поставленных задач используются следующие методы и приемы работы: 

  • Исследовательские: беседа, анкетирование, наблюдение, анализ проведенного анкетирования, изучение научной и методической литературы по проблеме, решаемой в программе;
  • Организационные: информирование всех участников программы, планирование, координирование;
  • Практические: беседа, консультирование, родительское собрание, практикумы для родителей, совместные занятия для детей и родителей, экскурсии, совместные мероприятия и праздники;
  • Аналитические: мониторинг, создание информационного материала по запросам родителей, памятки, буклеты, информация на сайте приюта, отчеты о проделанной работе.

3.4. Виды деятельности:

  • индивидуальные консультации родителей;
  • групповые занятия;
  • тренинг, дискуссия, практикум;
  • выступления специалистов;
  • лекция, беседа, круглый стол, деловая игра;
  • арт-терапия;
  • релаксация;
  • выставки увлечений и достижений детей.

3.5. Работа с родителями (законными представителями) и детьми  проводится в различных формах: групповых, индивидуальных.

3.6. Все специалисты консультационного пункта несут ответственность за конфиденциальность информации, предоставленной родителями.

  1. Документация

4.1. Деятельность комплексного социально-реабилитационного пространства  регламентируется следующими документами:

- Положение о создании школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью,   с целью внедрения эффективных технологий активной поддержки родителей детей с ОВЗ и инвалидностью на базе ОКУ "Курский приют для несовершеннолетних",

- журнал регистрации занятий,

- журнал регистрации обращений граждан,

- журнал посещаемости родителями (законными представителями) детей с ОВЗ,

- план работы,

- график работы,

- анализ работы за год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

Организационные формы помощи родителям(черновой вариант)

        Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:

–  профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

        При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы используются следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

        В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций

        Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия  в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

        Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

        Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

        Содержание работы с родителями предлагаем планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Игра – это серьезно», «Научите меня говорить правильно», «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе.

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНОЕ планирование работы с родителями

Сентябрь

  1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

3

«Родительский университет»

Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»

4

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей»

5

Наглядность

«Уголок для родителей»:

– оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– оформление папки «Артикуляционная гимнастика»;

– оформление папки «Мелкая моторика»

Октябрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

3

«Родительский университет»

Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка»

4

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы

5

Наглядность

– дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;

– оформление папки «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Ноябрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

3

«Родительский университет»

Консультация: «Познание окружающего вместе с ребенком

4

Наглядность

– оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;

– дополнение в папку «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

  1. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Декабрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Беседа: «Немного о режиме»

2

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Азбука общения с малышом»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

3

«Родительский университет»

Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность»

4

Наглядность

– Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»

– оформление стенда «Зимушка – зима»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Январь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

2

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

3

«Родительский университет»

Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин)

4

Наглядность

– оформление ширмы «Игры для здоровья»;

– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Февраль

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»

2

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

3

«Родительский университет»

Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность»

4

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки»)

5

Наглядность

– изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– дополнение в папку «Игры для здоровья»;

– оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

  1. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Март

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

2

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные»

3

«Родительский университет»

Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей»

4

Наглядность

– оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

– оформление стенда «Весна»

– обновление папки «Составляющие здоровья»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

Апрель

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

2

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Взрослые и дети»

4

«Родительский университет»

Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

«Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги

6

Наглядность

– выставка детских книг, дидактических пособий, игр;

– дополнение в папку «Все о здоровье»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

     

 

 

Май

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

«Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей)

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)

3

«Родительский университет»

«Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ

4

Наглядность

– оформление стенда «Здравствуй, лето!»;

– дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры);

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето

– выставка детских работ

  1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.

 

Вложения:
Скачать этот файл (5.docx)Положение31 Кб
Разработка и сопровождение сайта - ООО «Центр информатизации»
Яндекс.Метрика
© 2024 Областное казенное учреждение социального обслуживания населения "Центр "СемьЯ"

Please publish modules in offcanvas position.